Целесообразность важнее качестваВторой компонент идеала знания ARCH — целесообразность. Это акцент на «здесь‑и‑сейчас». Упор на целесообразность — обычно понимаемую как «всё, что требует текущая и будущая война» — отчасти служит усилению склонности к иерархии (см. ниже) и действию (см. выше), а отчасти является самостоятельным ключевым механизмом в нормативном понимании знания в военных организациях.
Доктрины опираются на критерий целесообразности, поскольку ни одна доктрина не может охватить весь спектр возможных способов ведения войны. Осадная война, например, давно исчезла из западных полевых уставов. Учитывая, что сегодня противник редко «заперт в замке», это кажется логичным, — но сокращение диапазона допустимых операций ограничивает рефлексивное мышление.
Целесообразность также выступает главным обоснованием военного поведения и военной мысли. Если то, о чём мы думаем, признаётся целесообразным, дополнительное обоснование и мотивировка становятся излишними. Тем самым целесообразность задаёт пределы глубины и дальности мышления.
Так, шведская доктрина прямо утверждает, что она задаёт, как «следует думать» и фиксирует общие определения понятий (Swedish Armed Forces, 2020). То же признаёт и доктрина США: «Мысли, изложенные здесь, — это не только руководство к действию в бою, но и способ мышления» (US Marine Corps, 2018). Как и в шведском случае, американская доктрина специфицирует понятия, поскольку «значения слов имеют значение» (US Marine Corps, 2018).
Более того, если нечто признано целесообразным, мы склонны неосознанно трактовать это как хорошее и важное знание для «текущей войны». Тем самым склонность к целесообразности усиливает склонность к действию.
Хотя склонность к целесообразности может препятствовать разработке отдельных идей, главное — она влияет на выбор между конкурирующими идеями. Серьёзное отношение к качеству знания предполагало бы рефлексию и критику, что противоречит действующим идеалам знания. В результате приоритет отдается целесообразности в ущерб качеству.
Поскольку решать, что целесообразно, а что нет, вправе прежде всего командующий (командир), одновременно усиливается и склонность к иерархии (см. ниже). Подлежащая логика такова: схемы доминирования и подчинения полезны при решении вопроса, на каком знании следует основывать действия. Это также укрепляет мысль, что не всякий вправе выносить суждения.
Склонность к целесообразности делает идеал знания в военных организациях по природе консервативным. Фактически провозглашая военную профессию единственным арбитром «целесообразности», она закрывает доступ внешним перспективам.
С одной стороны, иные профессии подвержены аналогичным склонностям: их уникальная экспертиза «по определению» делает внешние идеи менее целесообразными. С другой — если позволить профессиональным запросам направлять развитие знания, процесс, вероятно, станет консервативным и менее восприимчивым к фундаментальной критике.
Апелляции к целесообразности «закрывают» мышление, делая ненужным дальнейшее обоснование.
Противопоставление понимается как оппозиция в координатах «мы – они»Третий компонент ARCH — конфликтность, склонность к бивалентному противопоставлению, из которого вырастают теории и доктрины в координатах «мы — они».
И американская (US Joint Chiefs of Staff, 2023), и шведская доктрины (Swedish Armed Forces, 2021) цитируют изречение Клаузевица, что война «есть акт применения силы, чтобы навязать противнику нашу волю» (Clausewitz, 1993).
Тем самым война осмысливается не как взаимодействие абстрактных акторов, а как противоборство «нас» с «ними». В западных армиях такая рамка по умолчанию помещает саму организацию внутрь противопоставления.
Размышлять о войне — значит имплицитно мыслить, как её участник. Позиция участника затрудняет объективный и рефлексивный анализ войны «как таковой». Ставки теоретизирования возрастают: теоретик больше не беспристрастный наблюдатель. Критически мыслить и критиковать воюющих гораздо легче, когда сам не воюешь.
Самоидентификация как «участника войны» также «заглушает» критиков. Акцент на единоначалие отчётливо прослеживается и в американской, и в шведской доктринах.
Обе системы доктрин тщательно прописывают иерархию документов: стратегические документы должны направлять содержание оперативной доктрины, а оперативная — доктрины видов вооруженных сил (Swedish Armed Forces, 2020; US Joint Chiefs of Staff, 2017).
Поскольку подобная критика по определению предлагает будущее, отличное от проектируемого организацией, она автоматически ставит под вопрос вертикаль управления.
Постоянное саморазмещение «посередь войны» негласно предполагает недопустимость постановки под вопрос решений старших. Альтернатива — рассматривать войну с позиции наблюдателя, а не участника. Находясь «рядом с войной», но не «в ней», легче увидеть альтернативные курсы действий и скрытые допущения.
Участие в войне требует организации. На Западе это, в частности, понимается как стандартизация: типовые структуры корпусов, дивизий, бригад, батальонов, рот, взводов, отделений.
Хотя стандартизация рассматривается как элемент подготовки к войне, она укрепляет управленческую вертикаль, в которой проще поставить мнение критиков под сомнение и тем самым заставить их замолчать. Типовой штаб включает отделы разведывательный, материально-технического обеспечения и т.п., — но не «отдел критики». Иными словами, критическое мышление можно организационно устранить.
Далее, доктрины не только помещают военную организацию «посередь войны»; они также отождествляют войну с боем.
Образы, формулы и, вновь, цитаты из Клаузевица о том, что «война по существу своему это – бой, так как бой – единственный решающий акт многообразной деятельности, разумеющейся под широким понятием воины» (Clausewitz, 1993), закрепляют специфическое понимание войны.
Такое понимание войны не благоприятствует критике и критическому мышлению: бой — это дефицит времени и опасность, требующие послушания и скорости, а не рефлексии и критики.
Находясь «в гуще боя», сложно абстрагироваться от серьёзных юридических последствий за невыполнение решений начальников — они существуют и в США, и в Швеции (Borell, 2004).
Иерархии определяют качество знанияЧетвёртая склонность в идеале знания западных военных организаций — склонность к иерархии. Вкратце: верхушка иерархии определяет, что считать знанием, и оценивает его качество.
Это видно в доктринах и Швеции, и США: в предисловиях высшее руководство авторитетно заявляет, что изложенное определяет, как организации следует действовать и мыслить (шведская военно‑стратегическая доктрина 2022 г. подписана тогдашним верховным главнокомандующим; американская JP‑1 2017 г. — Председателем Объединённого комитета начальников штабов).
Генералы также призывают обсуждать доктрину — но обсуждение заранее ограничено: доктрина очерчивает границы допустимого мышления.
Вместо признания знания как предмета расширения, коллегиального обсуждения, условного принятия и непрерывной дискуссии, западные военные организации увязывают качество знания с иерархией.
Это снова отражает то же понимание войны, транслируемое доктринами. Опираясь на Клаузевица, и шведская, и американская доктрины постоянно подчёркивают неопределённость и «трение» войны. Решения должны приниматься несмотря на неопределённость — парадокс, который военная организация «решает» через власть полномочий. Воинское звание определяет, что истинно.
Йенсен (Jensen 2016) также указывает, что «сети адвокации» — это не про отбор и поддержку «правильно предсказанной» будущей теории победы, а про согласование одной версии. Следовательно, выбор будущей реформы — содержания «теории победы» — не зависит от истины.
В какой‑то мере истина непостижима, поскольку будущее ещё не настало. Истину определяют не эмпирика или логика, а легитимность и власть.
Опять же, при высокой цене вопроса незнание, в плане рефлексии на предмет понимания войны, дискомфортно. А вот когда «наверху» кто‑то с полномочиями заявляет, что истина такова, это привносит онтологическую безопасность.
Тогда отпадает потребность в критическом мышлении и критике, как и в конкурирующих картинах будущего и сложностях выбора между ними. Командующий (командир) решает, что считать истинным знанием. Решая вопрос о знании, тем самым предполагают, что знание может быть окончательным. «Всё уже известно — и точка».
Иерархическое понимание знания также предполагает, что мерой прогресса является процесс, а не результат. В доктрине сухопутных войск Швеции прямо подчёркнуто: «всякая деятельность нуждается в командующем (командире)».
Акцент на управлении войсками и силами (включая контроль знания) подавляет дискуссию — а значит, и непредрешенные ее результаты. Такой способ мышления укрепляет иерархию доминирования и подчинения.
Он даёт командующему (командиру) возможность поставить критика на место простым вопросом: «Кто уполномочил вас это говорить/спрашивать?»
Достаточно бегло взглянуть на процедуры планирования (тоже, между прочим, руководящий документ), чтобы увидеть, как предписывается определённый способ мышления, отбивающий охоту к альтернативному образу мысли.
Создание и поддержание онтологической безопасности через подтверждение статуса командующего (командира), как арбитра истины, отчётливо видно в исследованных доктринах.
Обе подчёркивают критическое значение командирских качеств для эффективности и успеха (US Army, 2022; Swedish Armed Forces, 2021). Чем сильнее акцент на командирских качествах, тем больше подавляется критическое мышление, поскольку командирские качества автоматически подкрепляют модель доминирования и подчинения — то есть представление, что командир «всё решит» и определит истину.
Заключительные соображения: потенциал критического мышленияВ статье высказано допущение, что инновациям в западных военных организациях препятствуют определённые базовые идеалы знания, конфликтующие с критикой.
Критика обладает существенным инновационным потенциалом, поскольку позволяет мыслить рефлексивно и артикулировать альтернативы существующему порядку; без способности видеть и понимать основания текущих познавательных претензий такие альтернативы не возникают.
Создавая условия для критической рефлексии и предоставляя возможность выражать отличные друг от друга взгляды, критика вводит в организацию динамику самокоррекции. Она одновременно помогает проектировать альтернативные варианты будущего и указывает на системный способ их оценки.
Анализ доктрин США и Швеции показывает, что специфический идеал знания военных организаций (обозначенный здесь как ARCH — взаимно усиливающие склонности к действию, целесообразности, конфликту и иерархии) существенно препятствует инновациям, подавляя критику.
Возникновение этого идеала нельзя объяснять целенаправленным желанием военных организаций подавлять критику и инновации; он отражает определённый способ понимания войны, глубоко укоренённый в вооружённых силах стран Запада, — акцент на массирование сил и средств, сосредоточение усилий и стандартизацию.
Соответственно, критику и инновации можно понимать как «сопутствующие потери» в попытках оптимизировать военную организацию под индустриализированный крупномасштабный вариант войны.
Допущение критики переупорядочит структуры «власть—знание», ныне поддерживаемые идеалом ARCH. Это делает критику более фундаментальной трансгрессией, нежели простое неподчинение.
Однако конкретное проявление этих проблем требует дальнейших исследований. Неизвестно, поощряется ли или наказывается критика в зависимости от контекста, воинского звания, выслуги лет, пола, возраста, вида вооруженных сил или корпоративной культуры.
Кроме того, неизвестно, по‑разному ли работают познавательные претензии в штабах и у штатных подразделений; и у штабных работников, вероятно, более высокий уровень работы с доктриной, чем у линейных.
Наконец и главное: недостаточно понятно, насколько глубоко идеалы знания переплетены с другими господствующими мыслительными паттернами в военных организациях.
Например, как идеалы знания связаны с профессиональной военной идентичностью или организационной культурой?
Возможно, было бы чрезмерным надеяться на то, что военные организации примут критику в той же мере, что университеты или научно-исследовательские организации. Но они, как минимум, должны стремиться не самоорганизовываться так, чтобы блокировать инновации, способные повысить их боевой потенциал.
В этой связи выделяются три момента.
Во‑первых, важно избегать ложных дихотомий. Не обязательно выбирать между инновациями через допуск критики и ростом эффективности поражающего действия оружия или, шире, эффективности применения вооруженных сил.
Во многих контекстах профессиональная военная идентичность описывается как «менеджер организованного насилия». Слишком часто это понимают буквально: офицер непосредственно вовлечён в насилие — следовательно, его сфера — тактика, а не стратегия.
Разрыв тактики и стратегии — типичный пример ложной дихотомии, что, вероятно, имело катастрофические последствия в Первую мировую войну, когда стратегия не направляла тактику.
Хотя делать однозначные выводы из текущей войны на Украине трудно, обе стороны, по‑видимому, сочетают инновации с крупномасштабной индустриализированной войной непривычными и различными способами.
Во‑вторых, военная профессия — как это уже имеет место в случае других профессий — должна структурировать «большую сделку» и определить условия и конкретные ситуации, где критика допустима.
Формирование пространства для критики и принятие её институционально позволит внедрять инновации без угрозы карьере отдельных критиков и без обязательного вызова существующим бюрократическим структурам власти.
Профессиональное военное образование, вероятнее всего, сыграет центральную роль в формировании личного отношения к критике. В большинстве (если не во всех) военных учебных заведений требуется баланс между «подготовкой» и «образованием».
Это естественно для любой специальности: нужно усвоить известный порядок действий и выработать технические навыки вместе с аналитическими. Возможно, военным учебным заведениям стоит переосмыслить соотношение учебного времени, выделяемого на различные аспекты учебной программы и обратить внимание на способы поощрения/сдерживания критики; это может иметь долгосрочные последствия внутри военной организации.
Речь не обязательно о пересмотре пропорций — важно недвусмысленно донести до сознания обучаемых: при том что критика занимает центральное место в их профессии, она уместна не везде и не всегда.
На данный момент трудно дать подтвержденные примерами из жизни рекомендации о конкретной точке равновесия, хотя ряд авторов полагают, что в целом (если не в каждом частном случае) эффективность выше там, где больше «образования» и меньше «подготовки» (Mukherjee, 2018).
В‑третьих, хотя профессиональное военное образование развивает критическое и творческое мышление офицеров, для критики также нужны индивидуальность, принципиальность и значительная доля того, что немцы называют Fingerspitzengefühl (тонкого профессионального чутья), дабы ориентироваться в зачастую неочевидных нормах уместности критики по времени и форме.
Критически важно формировать культуру, в которой критика не считается неподчинением или нелояльностью, а воспринимается как попытка повысить эффективность военной организации.
Разумеется, это нелегко, и в конкурентных иерархических системах, вроде военных организаций, высок риск, что сплочённость и единообразие перевесят возможности индивидуумов высказывать критику.
Первым шагом может быть признание того, как идеалы знания отражают и усиливают определённые «режимы ведения войны» (по Schmitt, 2020), и начало пересмотра отношения к критике в зависимости от теории победы организации в будущей войне.
Оригинал статьи